Скорочтение
Как научиться читать в 3 раза быстрее за 20 минут
Факторов, которые замедляют скорость чтения, всего пять. И победить их вполне возможно.
Вспомните известную притчу о льве и газели: когда встаёт солнце, каждый из них должен бежать, чтобы выжить. Как ни странно, но ситуация похожа на жизнь в современной цивилизации, перенасыщенной информацией. В этой саванне побеждает/выживает тот, кто узнаёт больше и быстрее других. Наличие миллионов текстов в Сети сделало навык быстрого чтения одним из условий выживания. Ни один другой навык не сравнится со скорочтением по важности и универсальности.
Как быстро можно читать? Средняя скорость чтения русскоязычного текста взрослым образованным человеком — 180 (± 30) слов в минуту. В таком темпе усваивается больше половины (точнее 52%) прочитанной информации. Скорочтение в 3–4 раза быстрее среднего уровня: 600–800 слов в минуту. Можно ещё быстрее, но исследователи утверждают, что тогда усвоение будет совсем плохим.
Что же мешает ускориться? Оказывается, проблема в мозге, глазах и языке. В мозге быстрое чтение сдерживают отсутствие стратегии и рассеянное внимание, в глазах — малое поле зрения и регрессия, в языке — артикуляция. Факторов всего пять, и победить их один за другим более чем реально.
1. Отсутствие стратегии
Стратегия быстрого чтения складывается из чёткого представления цели (зачем читать) и понимания логики текста (как он устроен). Начинать чтение стоит с постановки цели, от которой и будет зависеть всё остальное.
Существует четыре стратегии для разных целей: сканирование, просмотр, скимминг и углубленное чтение. Каждая следующая предполагает более глубокое вчитывание и больший расход времени.
Сканирование — самая быстрая стратегия чтения с целью найти конкретные факты в тексте. Это могут быть даты, имена, числа, проценты или ключевые слова. Ограничиваем поиск и скользим глазами по тексту. Погружение в текст минимально, взгляд выхватывает лишь самое необходимое (единичные порции информации).
Просмотр — изучение оглавления книги (плана статьи), важных положений (их чаще всего выделяют другим цветом или выносят на поля) и выводов. Цель чтения-просмотра — понять, стоит ли текст подробного чтения (ценность) и есть ли в нём новая информация (польза).
Скимминг предполагает чуть более глубокое погружение в содержание текста и больший расход времени. Фокусируем внимание на ключевых словах, увидев которые, останавливаемся и вчитываемся в текст до и после ключевых слов. Таким образом мы принимаем только информацию, непосредственно входящую в область интереса, а вторичную игнорируем.
Углубленное — вдумчивое чтение с опорой на существующие знания, со вниманием на детали. Этим способом мы изучаем, понимаем и запоминаем новую информацию. Стратегия относится к скорочтению, но её также можно «прокачать» и ускорить.
Зная логику и структуру текста, можно быстрее находить нужную информацию. Например, в научных статьях суть описывается в аннотации, логика изложения фиксирована и в самой статье: цель, задачи, история вопроса, эксперимент, результаты, выводы. В популярных текстах смотрим на заголовок, подзаголовок и последний абзац. Во всех текстах «соль» находится в первых предложениях абзацев; в самих абзацах — детали главных мыслей, в последнем предложении — выводы по первому.
Борьба со следующими четырьмя сдерживающими факторами — в прямом смысле дело техники. Они касаются довольно банальных физиологических причин.
2. Рассеянное внимание
Читаете текст, но ничего не понимаете, так как думаете о том, в какое кафе пойти вечером, слушаете музыку (или уличный шум) или чувствуете, что затекла рука. Знакомо? Не настроившись на чтение, не беритесь за него. Все эксперты по скорочтению в один голос советуют выбрасывать в окно книгу, если вам не интересно её читать или вы не ощущаете острой необходимости в информации из этой книги.
Для борьбы с рассеянным вниманием определитесь с целью и создайте условия, в которых ничто не будет отвлекать от чтения. Выключите телефон, включите настольную лампу, читайте не только сидя, но и стоя, периодически отжимайтесь или делайте наклоны. И всё-таки выключите телефон.
3. Малое поле зрения
В поле зрения обычного читателя попадает 1–2 слова, поэтому его глаза пробегают горизонтально строку за строкой. В поле зрения скоростного чтеца оказывается вся строка, поэтому он читает страницу сверху вниз или по диагонали.
Расширить поле зрения можно с помощью специальных упражнений (несложных, но регулярных). Их можно найти, например, на этом сайте.
4. Регрессия
Большой проблемой является непроизвольное возвращение взгляда к только что прочитанному слову, предложению или фразе — регрессия. Она возникает при отвлечении, недостаточной концентрации внимания, недопонимании прочитанного. Решение проблемы с концентрацией внимания частично решает и проблему с регрессией. Кроме этого, отлично помогает слежение пальцем или карандашом. Взгляд не будет возвращаться, а ускорение слежения будет ускорять и движение глаз.
5. Артикуляция
«Произнеси букву, теперь слог, теперь сложи слоги в слово», — так нас учили чтению. Всё начиналось с произнесения вслух прочитанного, поэтому у 90% взрослых есть эта привычка. И она замедляет нас: проговаривание не даёт начать читать следующее слово, пока не произнесено предыдущее.
Артикуляция бывает внешней и внутренней.
Внешняя — движения губ, языка и гортани. Всё, как в детстве, только беззвучно. Побороть эту привычку можно, зажав губами листочек бумаги или карандаш во время чтения. В запущенных случаях — держите самый кончик языка между зубов. Сжимать не нужно, достаточно просто зафиксировать.
Внутренняя артикуляция — мысленное проговаривание слова за словом при чтении. Полностью победить эту вредную привычку удаётся редко, но можно её ослабить. Для этого можно, читая глазами, считать слова мысленно вместо проговаривания. Либо подобрать такой темп, при котором будет сохраняться понимание, но внутренний голос не будет успевать произносить прочитанное. Здесь стоит потренироваться: темп у каждого будет свой.
Итак, есть две новости, и обе хорошие. Первая: факторы, сдерживающие скорость чтения, побороть вполне возможно. Даже своими силами — без тренеров и дорогих курсов.
Вторая: вы уже начали работать над проблемами чтения. Вы увидели в себе то, что мешает ускориться: неверную стратегию, расфокусировку внимания, малое поле зрения и регрессию, проговаривание. Значит, вы уже меняетесь в лучшую сторону.
Возьмите книгу и проверьте эффект на себе прямо сейчас.
Предыстория: «Проект PX»
Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Эта статья — выдержка сведений из того семинара и личный опыт ускорения чтения.
Итак, «Проект PX» — это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Он проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.
Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас в связи с особенностями языка — от 120 до 180. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.
Всё, что нужно, — это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Подготовка
Для нашего эксперимента вам понадобится:
- книга объёмом не менее 200 страниц;
- ручка или карандаш;
- таймер.
Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).
На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.
Полезные советы
Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, которые помогут увеличить скорость чтения.
1. Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста
Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.
Каждая остановка глаз на тексте длится от ¼ до ½ секунды.
Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:
Ну как, чувствуете?
2. Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту
Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.
В среднем на сознательные и бессознательные возвраты уходит до 30% времени.
3. Улучшайте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку
Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.
4. Тренируйте навыки по отдельности
Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.
Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.
Упражнения
1. Определение начальной скорости чтения
Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку вычислять точное значение будет слишком муторно и долго.
Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40 : 5 = 8 — в среднем восемь слов в строчке.
Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлила до 39 строк на странице: 195 : 5 = 39.
И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 × 8 = 312.
Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.
Сколько получилось? У меня чуть больше страницы — 328 слов.
2. Ориентир и скорость
Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса. В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец.
Техника (2 минуты)
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.
Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания, ведь это упражнение на развитие скорости.
Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.
Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.
С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь при помощи ручки или карандаша, кажется, что зрение опережает карандаш и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредотачивается по странице, будто фокус отпустили и он начал плавать по всему листу.
Скорость (3 минуты)
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше половины секунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).
Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из прочитанного, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.
За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении — не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.
Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.
3. Расширение области восприятия
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.
Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.
Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а человек теряет от 25 до 50% времени.
Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.
Вот пример. Прочитайте это предложение:
Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.
Если вы начинаете читать со слова «студенты» и заканчиваете «чтением», то экономите время на прочтение целых пяти слов из восьми! А это сокращает время на чтение этого предложения более чем вдвое.
Техника (1 минута)
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее: начинайте с первого слова строчки и заканчивайте последним. То есть пока никакого расширения области восприятия — просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.
Техника (1 минута)
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.
Скорость (3 минуты)
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).
Если вы не поймёте ничего из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о понимании. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.
4. Проверка новой скорости
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту — в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.
Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.